КП3 Яломан, 6 июля, 1:00
Высота 691м, расстояние 350км

t +20

КП Яломан очень большой. И тут, в полуночное время вовсю бурлила жизнь. Его можно назвать хабом, где есть не только палатки для ночевки, но и отдельно стоящие домики с кроватями для сна. Есть душ, которым я даже воспользовался за 150 рублей, но мне он не понравился. Тесный, нет освещения, вместо полотенца дали обтереться салфеткой. Несерьёзно.

На КП много хорошо знакомых мне людей и друзей. Кирилл Иванов помог, отыскал в тёмной комнате и принёс мой бэгдроп. Обеденный (стол для ночного ужина скорее) стол был выполнен в виде длинной беседки со скамьёй под навесом и располагался поодаль. Не могу вспомнить, что я ел, но это был первый приём пищи на ЧТ, когда я жевал и глотал еду с удовольствием и аппетитом.

Ночной путь до Яломана и утренний КП (видео Константина Батурина)

Я далёк от того, чтобы придираться к КП, то что я пишу, это лишь впечатления, без негативной коннотации. Но КП Яломан мне показался наименее удобным из всех по причине его разбросанности по площади. Слишком просторный, в общем. Мне даже пришлось ехать на велосипеде до душа и палаток, зона с ними была расположена в конце КП. Снова помог Кирилл и провёл к ним. Голова к этому часу уже плохо работала и мне хотелось спать. Чтобы поспать в домике надо было быть более быстрым – места в кроватях уже были заняты. Поэтому после душа я упаковался в палатку. Ночь была тёплая, я просто лёг поверх спальника, завёл будильник через 2 часа и уснул.

На Яломане

Проснулся и минут 10 ковырялся с переодеванием джерси и упаковыванием бэгдропа внутри палатки. Спал я отлично, при этом один. Услышав звуки возобновившейся жизнедеятельности в моей палатке, волонтёры поспеши заселить в неё следующего участника отдыхать. Постарался свести потерю времени после пробуждения к минимуму: быстро позавтракал, кажется это была гречка, выпил чаю с печеньем, залил воду в бачки и поехал на следующий перегон до КП4 Родник. На КП я провёл 3 часа, выехал дальше в путь в начале 5 утра.

КП3 --> КП4 (видео Константина Батурина)

Отрезок до Родника это 108км, почти все из которых проходят вдоль рек: сначала Катунь, а потом Чуя. Многие называют этот этап «качели». Уезжая всё дальше по Тракту от КП Яломан, растёт высота над уровнем моря, ты едешь всё выше. Но набор высоты происходит не линейно, подъёмы сменяют спуски, вот только после каждого из них ты оказываешься на десяток метров выше над уровнем моря. Так и едешь: 50 метров вверх, 30 вниз. Это условно, так как отрезок изобиловал в том числе существенными подъемами, основные это – торчок с градиентом 10%+ от Акбома, более 2х-километровый горб в районе водопада Ширлак, 90метровая яма на месте слияния Чуи и Катуни (где со мной случится форс-мажор по пути обратно).

Чуйский тракт проходит через село Иня

Ехалось норм. Не отлично, как во второй день на ЧТ2017, но и не плохо. Средняя ходовая скорость на отрезке колебалась между 22,5-23,0 км/ч. Со стороны можно улыбнуться и подумать, что это низкие цифры, но всякая скорость выше 20 км/ч на горных бреветах такой не является. Зато сегодня не было жары! +17..+18 до Акташа. А сзади вообще похоже начался дождь. Прохлада – это классно, но мокнуть даже чуть совсем не хотелось: когда я только присел передохнуть и вытянул ноги на асфальте, мне оперативно пришлось ретироваться – начали капать капли воды.

Вот там у моста я пытался сделать остановку, но капли дождя заставили ехать дальше

Вид с этого же места, но выше и в противоположную сторону на долину реки Чуя. Дорога ведёт в Чибит, а вдалеке виднеются очертания Акташа

В горах погода меняется быстро и буквально за следующим поворотом могут разниться условия, поэтому, когда я добрался до Акташа и увидел солнце, удивился не сильно. Тут я завернулся к первому магазину, очень хотелось что-то съесть: купил какую-то тортоподобную хрень и жидкую углеводную химию типа энергетического напитка. Вы скажете, что это гадость и будете правы, но я заточил её с удовольствием.

Фотографии с перегона между КП: 100-метровый подъём после Ини и старый мост через Катунь в Ине

За 10км до Акташа Тракт отворачивает от русла Чуи и начинается резкий набор высоты. Градиент мирный, средний лишь 2%, но ногами ощущается. По итогу на этом коротком сегменте вы кладёте в копилку набора высоты 202 метра. А ещё Акташ находится в Улаганском районе, который приравнен к районам крайнего севера. Тут дорога делает ответвление влево на север, по которой можно доехать до южной оконечности Телецкого озера через перевал Кату-Ярык. Но нам дальше - прямо.

Утренние фотографии неподалёку от Чибита

КП4 Родник, 6 июля, 10:05
Высота 1433м, расстояние 456км

t +20

КП4 Родник, был разбит силами новосибирского веломагазина Тест-Центр рядом с дорогой на небольшом возвышении на территории простенькой турбазы. Пункт мне очень понравился. Вместо камней и песка под ногами вытоптанная трава; компактный, всё рядом; было сделано удобное решение для парковки велосипедов; среди волонтёров был механик из новосибирского магазина Тест-центр; и конечно еда, один салат из фасоли с папоротником чего стоил! В тот момент я понял некоторых товарищей, которые с непонятной для меня долей юмора говорят, что ездят бреветы, чтобы вкусно поесть в процессе. Ложкой дёгтя было только то, что этот КП был транзитным для меня, нельзя было рассиживаться, впереди дорога до разворотного КП5 Кош-Агач. Внутреннее я так и не смог расслабиться, держа в уме тикающий таймер времени. Поспешил на следующий перегон и себя насмешил: отъехал 2км в подъём, как понял, что забыл на Роднике фляги с водой, ну пришлось возвращаться.

Фото  КП Родник

До Кош-Агача качелей в плане рельефа становилось меньше, но ощущения, что едешь всё время в подъём – больше, особенно после Курайской степи. Вообще путь от КП Родник до разворота – самый долгожданный мною. Все предыдущие сегменты я проезжал не по одному разу, а за Родником побывать после ЧТ2017 не удалось. Сложно ранжировать участки ЧТ по красоте, каждую его часть можно назвать по-своему очень красивой и восхищающей, но последний перегон перед разворотом всё равно особенный для меня.

КП4 --> КП5 (видео Константина Батурина)

Погода продолжала оставаться нежаркой и безветренной. Отъехав несколько километров от КП, открылся потрясный вид на Северо-Чуйский хребет. Цепь заснеженных четырёхтысячников величественно возвышалась над перспективой дороги. В этом месте происходит очередная смена пейзажей и дальше ты едешь словно под присмотром белых вершин. У меня, у человека, родившегося в равнинной местности, даже невысокие горы всегда вызывают восторг, а такие снежные пики – ууух.

Сразу за КП Родник, вид на Северо-Чуйский хребет

Я продолжал ехать один, но в поле зрения постоянно находились участники на удалении 100-150 метров, периодически появляясь на длинных хорошо просматриваемых участках. Где-то через 10км после Родника навстречу пронёсся Игорь Ильин – лидер марафона.

Поднявшись в Курайский мини-перевал, я уже не смог проехать без остановки мимо вновь открывшейся панорамы хребта. Нет смысла даже пытаться описывать, насколько это красивое место. Я просто остановился, сфотографировал и постоял минуту, любуясь горным великолепием. До Кош-Агача масштабы пейзажей продолжали увеличиваться и всё чаще я чувствовал себя маленьким человеком, забравшимся в центр континента. Ещё одну остановку я устроил себе посреди Курайской степи, просто остановился и сел на асфальт, посреди десятка километров, на которых не было почти ничего кроме камней.

Северо-Чуйский хребет. Вид бомбический, кто видел, тот знает, что фото не передаёт...

Оставшиеся 50км до Кош-Агача пришлось поработать, начался существенный встречный ветер. Прибавьте к нему почти постоянную езду вверх и скорость 20км/ч была почти недостижима. Но я не унывал, держал в уме скорый разворот в обратную сторону и надежду на попутный ветер (хахаха). Да и посреди такой красоты, даже если тебе тяжело, едется всё равно легче, я не считал километры до КП.

Курайская степь

По прошлому ЧТ я знал: если ветер решил дуть перед Кош-Агачем, то он тебя уже не отпустит, психологически мне не было сложно. Я даже смог обогнать 2 марафонцев на этом отрезке, которые ветру были не рады сильнее меня.

Встречные участники стали проезжать всё чаще, а ветер всё-таки вымотал меня в районе высшей точки маршрута (~1860 метров) за 10км до Кош-Агача: я вновь присел на асфальт. Наибольший дискомфорт мне доставляла не усталость как таковая, а ощущение боли ступней в обуви. 2 из 3 таких остановок были обусловлены именно неудобством из-за ботинок.

Кош-Агач всё ближе

Кош-Агач расположен в межгорной котловине, является центром одноименного района в республике Алтай и это самая южная в России территория, приравненная к району крайнего севера. Среднегодовая температура здесь -3..-4 градуса. Это очень мало, для сравнения – в Новосибирске этот показатель колеблется от +1 в холодные и до +4 в теплые годы, в моём Липецке от +4 до +7, в Якутске от -5 до -8. За районным центром в 60 километрах по Чуйскому тракту ещё есть село Ташанта, совсем маленькое, там находится пограничный переход, дальше Россия заканчивается и начинается Монголия.

Пускать до Ташанты маршрут бревета нет смысла: во-первых, после Кош-Агача начинается пограничная зона, нахождение в которой иностранцам возможно только при наличии пропуска, согласованного в ФСБ, а, во-вторых, дорога до Ташанты однообразная, ты просто едешь посреди котловины, постепенно набирая высоту; при встречном ветре можно встрять часа на 4 и больше на этих 60км.

Наконец-то доехали. Стелла на въезде и фото в обратную сторону с расстояниями

И при том, что район является одним из самых солнечных мест России, сегодня нам выпала пасмурная погода, местный ландшафт выглядел угрюмо и даже зловеще, чему способствовала мрачная синева облаков, зависшая по обе стороны от котловины, там явно шел дождь, а в высокогорье я бы и снег не исключил. Короче говоря, величественность и красота красотой, но задерживаться тут не хотелось – на КП я приехал с намерением не тратить время и быстро лечь на обратный курс.

КП5 Кош-Агач, 6 июля, 15:56
Высота 1750м, расстояние 550км

t +20

Организатором КП5 являлся Сибирский клуб автотуризма, эти же люди на ЧТ2017 сделали КП2/КП10 Сема, тогда я запомнил их лагерь по очень вкусному борщу, мобильной бане и теплой атмосфере радушия. В этом году КП находился в здании с секциями спортивных единоборств. Мне было жаль, что их КП сегодня был разворотным, а не транзитным, то есть побывать в нём можно было только раз – сейчас. Я узнал несколько знакомых по прошлому разу людей, это было приятно. Также на развороте работал Игорь Березёнков.

Волонтёры на КП с вкусной едой и я

Даже не сидя просто так на КП, стандартное время, которые приходится на нём тратить – это минимум 40 минут. В Кош-Агаче я провёл 50, вкусно пообедал, сфоткал часть команды волонтёров, поблагодарил их и поехал обратно, предвкушая езду с попутным ветром. Выбираясь обратно из Кош-Агача, обратил внимание, что здесь появились человеческие тротуары (на главной улице) и обновили 18-20км дороги до выезда из котловины, в 2017 тут была малоприятная шуба, стало лучше.

Организаторы КП  и общая атмосфера

И хотя КП в Кош-Агаче был на 565 километре пути и маршрут ЧТ не симметричный, психологически, эта точка воспринималась мной как середина маршрута – ура, я проехал половину и еду обратно.

КП5 --> КП6 (видео Константина Батурина)

Что-то меня сразу насторожило на обратной дороге. Как-то ветер странно дует. Вспоминаю, что здесь перед въездом в Кош-Агач тракт делает петлю, ну, думаю, сейчас проеду её, поверну на основной курс и тогда-то! Поворачиваю и получаю.. снова встречный ветер. Теперь я вижу едущих мне навстречу участников, которые ещё на добрались до Кош-Агача, их лица радостные, ведь для них ветер попутный, все меня приветствуют разными знаками. История со сменившимся ветром меня даже взбесила, снова 18-20км/ч скорость, я еду и подпсиховываю, одержимый желанием как можно быстрее выбраться из котловины.

Начало вечереть, выехав из котловины, ветер немножко ослаб, и на этом спасибо. Вереница встречных участников растянулась на десятки километров, я упражнял мозг, пытаясь высчитать примерное время прибытия марафонцев в Кош-Агач. Перед въездом в Курайскую степь вижу на встречной обочине Диму Картавцева и его микроавтобус, подъехал, перекинулись парой слов, меня заправили водой, пожелал Диме удаче и поехал.

Велосипедисты, повстречавшиеся во время обратного проезда через Курайскую степь, по моим прикидкам ехали уже под лимит времени. Одного из последних я увидел Сашу Мезенцева, курского одноклубника, и долго гадал: проедет ли он ЧТ, успеет ли по времени… Я же ехал чуть медленнее графика 2017 года, отставая где-то часа на полтора-два.

Вид на Кош-Агач

Туча на выезде из Кош-Агача и курайские пейзажи

Снова не смог не остановиться, увидев Северо-Чуйский хребет в закатном свете. Парочка фоток даже на мою мыльницу позволит воспоминаниям жить более ярко в голове спустя годы после ЧТ, подумал я.

Красота

Оставшийся путь от Курайского мини-перевала до КП6 Родник я скоротал в компании велосипедиста из Петербурга в джерси М8. В лагерь мы приехали уже в сумерках. Кстати там же, за столом в палатке я узнал, что этот человек уже много лет вегетарианец. Меня это чуть удивило, потому что впервые встретил рандоннера-вегетарианца.

КП6 Родник, 6 июля, 21:07
Высота 1433м, расстояние 645км

t +18

На КП была снова вкусная еда, включая полюбившийся мне салат с папоротником. Вечер был тёплый, КП уютный. Начали посещать мысли о ночёвке тут, но мириться с полчищем комаров я был точно не готов, а на следующем КП в Яломане их не было, да и дневной километраж в случае ранней ночевки получался скромным. В общем, как планировал, так и решил – ехать полноценный ночной ночной перегон. Холодно действительно не было, +19, но просидев полчаса неподвижно, зная, что впереди спуск через Акташ и Чибит, после которых Тракт будет идти вдоль Чуи, постоянно спускаясь к ней, я пододел под джерси футболку с длинным рукавом и ногова.

Команда КП и велопарковка на Роднике

Ах если бы весь ночной отрезок ехался так, как первые 20км, которые почти все шли под горку. Ночная прохлада, пустая дорога, периодически возникающий и снова исчезающий шум воды. Ехал один, первую половину участка был бодр и свеж. Зная Тракт, мозг легко дорисовывал растворенную в темноте картинку, геопозиционировал сам себя я четко. Правда скорость ночью ожидаемо снизилась.

КП6 --> КП7 (видео Константина Батурина)

Мысленно я разделил перегон на 3 части: до Ак-Бома, до слияния Чуи/Катуни, оставшаяся часть до КП. Наверное, предсказуемость маршрута в итоге во вред мне пошла: монотонная езда, пересчёт каждого спуска/подъема в ожидании следующего, организм постепенно начал засыпать. Пытался бороться с сонливостью, но гомеопатическими мерами: остановился, умылся, разговаривал на ходу сам с собой – всё это помогало слабо. Оборачивался назад, ожидая увидеть фары марафонцев, но сзади никого не было, я ехал в ночи один. Я конечно ещё не засыпал на ходу, но скорость обработки информации упала, внимание не было острым.

Вид на Ак-Бом

Дальше случилась нештатная ситуация, которой конечно можно было бы избежать. Я начал спуск по длиннющему и крутому спуску от стрелки Чуи/Катуни. Причем решил ехать на тормозах, без них в этом месте можно спокойно развить скорость свыше 70км/ч. Но даже спуск на тормозах не уберёг меня от аварии. На 40км/ч я влетел в большой обломок скальной породы, который валялся на середине полосы. Внезапно выхваченный лучом фонаря, не могу сказать, что он застал меня врасплох, но шел второй час ночи, голова уже не варила, как следствие мне не хватило скорости реакции, чтобы объехать этот камень. От силы удара переднее колесо подбросило вверх, велосипед переставило по траектории. Приземлился я под громкий звук выходящего из покрышки воздуха, ещё секунд 10 понадобилось, чтобы оттормозиться, остановился я уже на плоской покрышке.

Ну я конечно быстро и резко проснулся от таких событий. Первая и страшная мысль была, что покрышку разорвало, запасная у меня лежит в бэгдропе на КП Яломан, а до него ещё 17 километров. Но мне крупно повезло, резина оказалась цела, я больше минуты внимательно вертел в руках переднее колесо, не веря своему счастью. Взорвалась только камера. Восьмёрок также не было. Везением можно признать ещё и то, что авария произошла в верхней трети спуска, где температура была комфортной и не было комаров, это позволило мне спокойно починиться.

«ЛИИИ-ПЕЕЕЦК!», - темноту и тишину разрезал крик Пархома, пронесшегося мимо на звонких колёсах. На починку я потратил минут 18-20, пока стоял, меня обогнали человек 5. Накачав насосом колесо до приемлемых 5атм., я поехал дальше. Спать до КП мне больше не захотелось, взбодрился максимально.