КП7 Яломан, 7 июля, 3:02
Высота 691м, расстояние 751км
t +15

Снова КП7 Яломан, в отличие от пути туда сейчас на нём спокойная обстановка, некоторые волонтёры, устав, спят. У меня стандартный порядок действий: еда и сон. Места в домиках снова были заняты, а спать в палатке не хотелось. В итоге кто-то мне предложил (или Кирилл Иванов, или Лена Волошина) разместиться на кровати с мягким матрасом в конурке, где хранились бэгдропы. Когда заводил будильник, не проконтролировал уровень его громкости и проспал подъём, который планировал на 5:00. В итоге на КП я провёл 5 часов, уехав с него примерно в 8:00.

КП Яломан

Проснулся почти на 2 часа позже, точнее меня разбудил кто-то из волонтёров, заглянув в помещение, где я дрых. В принципе, я не сильно расстроился. За время отдыха погода испортилась: утро встретило моросящим дождём и мокрым асфальтом. Фу, ненавижу дождь.

Протупил после пробуждения на КП достаточно много времени: завтрак, туалет, смазать цепь, перепаковать вещи, накачать колёса – ушёл почти час. Тут же я допущу ошибку и не подумаю взять из бэгдропа сухие носки, но пожалею я об этом только в конце дня. Пока же я уезжаю дальше вместе с Андреем Захаровым.

КП7 --> КП8 (видео Константина Батурина)

Впереди ждал сложный перегон: 2 перевала, Чикет и Семинский. После КП Яломана сразу начались горки. Андрею дождь норм, ещё он легче меня и быстрее ездит в гору, поэтому я поехал в своём темпе и сразу отстал. В Купчегени дождь прекратился. Но асфальт ещё долго оставался сырым, кое где приходилось объезжать размокшие коровьи плюхи.

Дождливый путь от КП Яломан вместе с Андреем Захаровым

Подъём на Чикет дался на удивление легко, по ощущениям буквально взлетел в перевал. Причина такой прыти для меня загадка. Наверное сказался длительный отдых на Яломане и не жаркая погода. Вершину проехал без остановки и полетел вниз. На выкате с серпантина разогнался до скорости, ставшей максимальной на марафоне – 73км/ч.

Чике-Тамана много не бывает

На обратном пути в Онгудае начали вести дорожные работы, на въезде в село пришлось потолкаться с трафиком, благо ремонтный участок оказался коротким. Выехав с него, я внезапно обратил внимание на припаркованный велосипед участника рядом со входом в кафе, на которое я обратил внимание, проезжая Онгудай позавчера вечером. Не думая, сразу свернул с дороги и припарковался рядом.

Заведением оказалось вновь открывшееся кафе «Фара», о котором я слышал из рассказов сибирских рандоннеров. В 2017 году Фара закрылась, теперь снова работает. Взяв в руки меню и увидев манты, я сразу понял, что решение зарулить сюда было верное. Заказал 3 штуки и травяной чай. В заведении работал телевизор, шли новости спорта, из которых я узнал, что минувшей ночью сборная Италии по футболу прошла в финал Евро, обыграв испанцев. +10 к настроению! Манты были съедобные, чай ароматный и вкусный. Красота. Сейчас совершенно не помню с кем из марафонцев я завтракал в кафе, но у этого человек был новый модный Спеш. Выехали от кафе мы вместе, человек взял более быстрый темп и уехал от меня.

Онгудай на закате

Погода тем временем поменялась на солнечную, воздух начал прогреваться. Остановился в следующем селе Шашикман, чтобы снять футболку из-под джерси и ногова. По Онгудайской долине ехалось отлично, быструю скорость я не мог держать, зато не было ветра и можно было морально подготовиться к началу подъёмов на Семинский перевал. В 2017 23км до вершины прилично истрепали меня, с тех пор я ещё 3 раза ездил этот участок и отлично разучил, но сегодня почему-то снова остерегался его. К тому же температура резко попёрла вверх, и добралась до +30.

Вид на Онгудайскую долину

Вспоминать первый день ЧТ не хотелось, я старался как можно быстрее забраться повыше. К сожалению, на третий день постоянной езды мой организм способен выдавать постоянную, но очень невысокую мощность, попробовав взять более быстрый темп в подъёмы, я отказался от этой идеи, скорость выросла, а пульс нет – это была бы езда в долг у организма.

Жара всё-таки допекла меня и я был вынужден сделать остановку. Солнце было в зените максимально высоко, объекты почти не отбрасывали тень, но кое где на обочине под высокой растительностью мне удалось спрятаться и посидеть минут 8-10. Снова пришлось охлаждать ступни, они и заставили сделать эту паузу. Мимо проехал Андрей Захаров, непонятно где я обогнал его ранее. Окликнул, но Андрей не услышал и проехал мимо.

Пейзажи первой половины третьего дня ЧТ

После привала поехалось полегче. Плюс по знакомой дороге всегда едется быстрее. Погода снова изменилась, показалась вершина Тияхты (одна из двух вершин, между которыми расположена седловина перевала) в дождевых облаках, через пару км дождь начал накрапывать на меня. От +30 не осталось и следа. Сам перевал, то есть подъем с градиентом 7%+, всего 4км. Перед вершиной находится 350-метровый "выключатель" с градиентом 11%.

Замечаю, что почти все водители едущих навстречу автомобилей смотрят на меня и не подаю вида, что уже устал. В конце перевала стоит Константин Батурин и фотографирует приезжающих участников, это приятно. Сворачиваю к КП, набираю последние метры на Семинском. Фух, время отдохнуть. Меня настигло ощущение локального финиша. Дальше очень долго придется ехать только вниз!

КП8 Семинский перевал, 7 июля, 14:43
Высота 1740м, расстояние 862км
t +21

На радостях поначалу не увидел, что в стороне Шебалино, на спуске, сгустились дождевые облака и выглядели непривлекательно. Отбросив мысли о дожде, я решил пойти поесть, а там, глядишь, и погода поменяется. Перекидываюсь парой слов с Пархомом, которого застаю на КП, он ночевал здесь и готов ехать дальше.

То ли еда была вкуснее, то ли аппетит сильнее, но второй приём пищи в Семинской столовке получился вкуснее. Спасибо Андрею Захарову, в очередь на раздачу к которому удалось вклиниться посреди полчища детишек, пришедших пообедать из лагеря. Вернувшись к палатке волонтёров вижу, что дождевые облака рассеялись – надо ловить погоду и ехать вниз! Приходится снова утепляться, хоть понимаю, что после спуска последует остановка, снимать с себя это всё. Нацепил рукава и ногова, прощаюсь с Павлом Васильевым (руководитель КП), готов ехать дальше.

Погода на Семинском перевале. Вышел на связь в Телеграм.

На спуске с Семинского приходится материться из-за автодебилов, лезущих на обгон, пару раз через сплошную. А я несусь 50км/ч им навстречу. Блефовать и повышать ставки, выезжая на всю ширину своей полосы мне что-то не хочется. В такой ситуации можно быть сбитым только один раз и навсегда. К сожалению, этим дебилам я даже фак не мог показать, руль надо держать двумя руками, когда тебя обгоняют в 40см, но гвоздей на дороге отсыпал каждому от всего сердца.

Внизу тепло, но не жарко. Какое-то время еду в рукавах, но перед Шебалино всё-таки снимаю их. Дорога вниз воспринимается иначе. Откуда-то взялась шуба перед Шебалино, не помню, чтобы она досаждала мне в первый день. Но тогда мозг был занят вопросами выживания организма в жару и не отвлекался на такие пустяки. Шуба закончилась километров через 10 после Шебалино. По мере отдаления от Семинского и сброса высоты градиенты становились более пологими, а скорость замедлялась. Гостиничный комплекс после Мыюты проезжаю без остановки.

Начинаю замечать нехорошие облака по курсу, оборачиваюсь, а там ой-ёй, в паре километров позади хорошенько вливает дождь. Продолжаю ехать, дорога петляет, после поворота въезжаю под дождевое облако, через километр ещё поворот – выезжаю. Так ехал минут 15-20, то сухо, то кап-кап, но в итоге туча меня догнала. Пролила интенсивно, зато недолго. Зависла на месте, оставшись позади. В Чергу въехал с внутренним ощущением, что всё под контролем. Черга у меня ассоциируется с очень вкусным сыром, который кроме Сибири нигде больше не продаётся к сожалению; ещё здесь мной получен единственный автомобильный штраф на Алтае.

Река Сема и Чуйский тракт и село Шебалино с южной стороны

Тот самый источник (слева у кафе), спасший нас всех в первый день

После Черги и до выезда на Чемальскую часть ЧТ начинаются локальные качели, на которых замечаю, что ноги вверх уже не крутят должным образом. Добираюсь до моста через Катунь, переезжаю на другой берег и начинаю делать то, что больше не буду – планировать, как красиво поеду дальше от КП9 Катунь, ведь я почти догнал свой график 2017 года. Видимо за это меня алтайские боги и решили покарать.

Когда до КП оставалось 9км, начинаю замечать, что скорость совсем упала до неприличных 16км/ч по плоскачу. Смотрю вниз, а там покрышка сзади прогибается. Смачно выругиваюсь матом вслух и останавливаюсь. Место просто идеальное для прокола: трасса с высоким трафиком без обочины. Тут мне капельку повезло, что мимо проезжал автомобиль с Сашей Айгаровым и Леонидом Кузнецовым – велосипедисты из Новосибирского велоклуба Райдер, к сожалению оба сошли в первый день веломарафона: Леонида хватил солнечный удар, а Саша закололся чередой проколов. С парнями был ещё Денис Поползин, но я не запомнил причину его схода. Пользуясь случаем хочу поблагодарить их, что решили притормозить. Одному ремонтироваться было б совсем грустно. Саша одолжил мне камеру, так как ехать дальше с одной камерой до финиша в сумке мне не хотелось. Достал проколотую, непонятно, причину прокола обнаружить не смог.

По пути на КП9 небо не сулило ничего хорошего. Результат на третьей фотографии

Дальше – больше: дождь усиливается, за минуту перерастая в мощный ливень. Я почти успел накачать колесо. Благодарю пацанов и буквально гоню их в автомобиль, не надо со мной стоять и тоже мокнуть. Пытаюсь стартовать и понимаю, что ехать в таких условиях небезопасно. Облако спустилось на трассу, видимость хорошо если 100 метров.

Увидел напротив какое-то строение, бегу в него, ура, тут есть навес. Здание оказывается туалетом, в меру вонючим впрочем, но мне выбирать всё равно не из чего. Сверху не льёт, я уже рад. Простоял в нём минут 10, ливень перешел в слабый дождь, я тороплюсь ехать на КП Катунь.

Пролило знатно, по дорогам местами текут реки. В следующем по курсу селе Усть-Муны есть локальная впадина, которая превратилась в маленькое море, в этом месте параллельно дороге проходит тротуар, на который я перебираюсь и проезжаю пару десятков метров.

КП9 Бирюзовая Катунь, 7 июля, 21:02
Высота 318м, расстояние 966км

t +19

Добираюсь таки до КП9. Оно находится в неширокой полосе между Трактом и Катунью. Я вымокший до нитки, начинает смеркаться, этот КП палаточный, в разговорах с участниками понимаю, что согреться и высохнуть здесь не получится совершенно точно, а под утро вообще дубак настанет. Друг Женя Алтабаев из Липецка присылает смс с прогнозом погоды – дальше ничего хорошего не будет, настигнет и пройдёт полосой сильный фронт, осадки прекратятся только в 6-7 утра.  Эх, ловлю сильное разочарование и дизмораль по мотивации.

На КП9, отличное видео, передающее дождливую промозглую погоду (видео Константина Батурина)

Из хорошего: не помню, чем удалось поужинать в лагере, но это что-то было тёплое и жидкое, хорошо зашло внутрь; подкачал колёса. Среди марафонцев, приехавших на КП знакомлюсь с Александром Студиловым. Он местный, из Новосибирска. Решили вместе доехать до КП10 Алтайское.

На КП9, прогноз погоды на ночь, ну и отдыхающий Пархом на КП9

Дальше приключения начались у нас. Выехали, перешли пешком через мост на другую сторону Катуни. Оттуда начался Айский тракт. Окончательно стемнело, мы зажгли свет. Я немножко интересуюсь метеорологией и понимал, что такие прогнозы, как который прислал Женя, всегда сбываются, тут иллюзий и надежд, что пронесёт, у меня не было. Так и получилось, и получаса от КП не прошло, как пошёл дождь, постепенно усилившись до уверенного средней интенсивности.

Саша оказался разговорчивым человеком, я, к сожалению, в тот момент был уставший и с так себе настроением, не всегда поддерживал беседу, в основном был слушателем. Но с попутчиком всё равно ехалось повеселее, один бы я совсем приуныл.

Решили заехать в какую-нибудь кафешку, выпить кофе, взбодриться, но время клонилось к 23 часам, всё оказалось закрыто.

Слева Айский тракт, справа село Соузга и Чуйский тракт. Панорама не соответствует фактической погоде :D

Еду и думаю: температура будет дальше понижаться, сил у нас не прибавится, а дальше по курсу перевал Бирюксинский, пусть и небольшой, но если мы сейчас по плоскому Айскому тракту едем 18-19км/ч, то дальше, когда асфальт станет хуже, будем ползти в темноте и под дождём. До следующего КП ещё 50, может чуть меньше км – путь может растянуться почти на 4 часа. А ещё я не взял тёплые перчатки из бэгдропа, при наличии которых всё-таки возможно бы решил ехать дальше. Короче, я не увидел ни одного пункта «за», чтобы ехать дальше.

Мы проезжали очень обжитую туристическую зону, повсюду натыканы базы отдыха и отели на почти на любую толщину кошелька. Озвучил Саше расклады и вариант, чтобы снять на какой-нибудь базе самый дешевый номер да заночевать. Саша отнёсся с пониманием и идею поддержал.

Поиски были недолгими, почти сразу мы нашли объект, в котором решили остановиться. Некая турбаза «Ода» расположилась на 1000-м километре марафона. Мы заночевали тут за вас, чтобы вы потом тут ненароком не остановились сами. Поверьте нам, это место, в котором вы мечтали не провести свой отдых. А годится она только для форс-мажоров бреветного уровня.

Отзывы на Яндекс картах совпадают с нашим впечатлением

На ресепшн две тёти забальзаковского возраста, выслушав нас, предложили самый дешевый номер за 600 рублей с человека. Пожелание, что нам бы взять велосипеды в номер, можно было не озвучивать. Тёти не особо понимали его суть, предложили разместить велосипеды в общем коридоре, мотивируя, что «у нас никогда ничего не крали». Ну ладно, не стал с ними долго разговаривать, решив, что сделаем всё равно по-своему. Номером это сложно назвать, скорее коморка размером 8м2. В ней уместились 2 кровати и 2 мини-тумбочки. Комнатка располагалась в отдельно стоящем доме, на вид сделанным из говна и палок. Через десяток минут пребывания в номере возникло ощущение, что наши 2 велосипеда стоят дороже, чем вся эта постройка.

Место нашего ночлега: возвышающаяся постройка на заднем плане

Я вернулся на респешн и взял постельное бельё для себя и Саши. Вид простыни, пододеяльника и наволочки нас изрядно озадачил. Они вроде бы были чистыми, но не свежими, будто на них выспалась половина жителей Алтая. На таком замызганном белье я не спал никогда. Мы даже побрезговали – и это в конце третьего дня марафона!, – передумали ложиться на него голыми, а так хотелось высушить шорты.

Разместились в номереЛица говорящие

К территории базы примыкало помещение кафе с летней верандой, аффилированность заведения по отношению к турбазе осталась невыясненной, но судя по качеству еды, за которой мы решили сходить для полуночного ужина… Иисус господь, это была худшая самса в моей жизни. Затем мы кое-как разместили велосипеды внутри номера и уснули.