Доброе утро!

Где-то на Айском Тракте, 8 июля, 8:30
Высота 287м, расстояние 998км
t +15

Засыпая накануне, я сразу сказал Саше, что раньше 6 утра дождь не окончится, смысла нет просыпаться. Сон был крепкий и долгий. Я даже выспался, какой кайф. Саша сделал попытку подняться в 6 утра, но дождь продолжал идти, в итоге мы дрыхли до 8 утра. За ночь шорты конечно же не высохли, носки вовсе превратились в химическое оружие. Саша меня крепко выручил, подарив сухие носки, мне было абсолютно всё равно, что они были малы мне на пару размеров, главное, что сухие! Проглотив остатки имеющейся еды, мы поспешили отправиться в путь. Я сдал номер и, уходя, всё загадал желание больше никогда не ночевать на этой базе. Кстати, суммарно мы провели на ней больше 9 часов! С этого момента о повторении времени 2017 не могло быть и речи. Мне было по барабану, я продолжал радоваться, что удалось найти укрытие от дождя и выспаться.

Наступил последний ходовой день марафона, предстояло преодолеть 210 заключительных километров. За ночь тело одеревенело, одубело, не хотело гнуться и крутить педали. Несколько километров ушли на то, чтобы запустить организм. Не знаю как свою внешность оценивал Саша, я после ночевки выглядел как опухший алкаш, искусанный пчёлами.

Выехав из курортной зоны, начался постепенный пологий подъём к Бирюксинскому перевалу. На нём я последний раз был с Андреем Захаровым в феврале 2020, когда мы катнули зимнюю двухсотку на шоссейниках. С того времени до вершины немного подлатали асфальт. Вообще перевал странный, он двугорбый, при этом первая горб-вершина выше второй метров эдак на 50, но перевалом в народе считается – именно там и находится табличка – второй горб, более низкий.

Позитивный Саша и солнечная дорога на Бирюксинский перевал

Дорога на Бирюксинский перевал и виды с его вершины

По пути на Бирюксинский мы встретили проколовшегося Диму Картавцева и смогли подкачать колеса напольным насосом, который был в сопровождающем его микроавтобусе.

Спешить было уже некуда, я не стеснялся (сам перед собой) останавливаться и фотографировал пейзажи. Они снова были восхитительны. На Алтае бывают другие вообще? Благодаря ночевке я смог впервые проехать Бирюксинский перевал в дневное время. С его вершины до КП10 Алтайское 18км, которые почти все шли под спуск. Трафик почти отсутствовал, в нашем распоряжении для манёвров между ямами была вся проезжая часть. Пусть и по хреновой дороге, но, под звук лязгающей высохшей от дождя цепи, докатились до лагеря мы быстро.

КП10 Алтайское, 8 июля, 10:54
Высота 277м, расстояние 1040км
t +20

Лагерь организовали те же люди, что на ЧТ2017, располагался он на территории стадиона и спортивной школы в районном центре Алтайское. Снаружи была установлена палатка, выполняющая роль столовой и пункта для отметок участников. На КП находилось много участников, по лицам многих из них становилось понятно, что прошедшую ночь они провели в дороге до этого КП под дождём и холодом. Я осторожно расспросил волонтёров о том, что было ночью и какими приезжали к ним марафонцы. Ух и наслушался я страшилок, бррр.

Я неспешно завтракал вкусной человеческой едой, когда ко мне подошёл Саша и сказал, что торопится на финиш и уже выезжает дальше. Вольному – воля, по-моему у нас получилось отличное сотрудничество на завершившемся перегоне. У меня было желание провести больше времени на КП, но хотелось финишироваться засветло, а впереди ещё 155км.

Через полчаса я выехал по направлению к КП11 Белокуриха. Перегон предстоял небольшой, 66км: 59км по равнине и на закуску последний подъём в Белокуриху-2 длинной 7км. Вообще, Белокуриха достаточно крупный город и административный центр одноимённого района в Алтайском крае. Здравница, известная с советских времён своими санаториями.

КП9 --> КП10 --> КП11 (видео Константина Батурина)

Нитка маршрута после Алтайского вышла из горной местности и проходила по всхолмленным предгорьям юго-восточной оконечности Западно-сибирской равнины. Отсюда начинается горный Алтай. Несмотря на равнинный статус, этот участок на мой вкус один из самых красивых на марафоне. Катя по дороге в Белокуриху, ты будто перемещаешься по огромному зрительному залу, а на сцене видишь стену из оконечностей гор. Зависшие над ними кучевые облака окрашивали серой тенью густо поросшие деревьями склоны вершин.

Фотографии в окрестностях Алтайского

Дорога пролегала в восточном направлении и почти незаметно по 1% шла вверх в течение нескольких километров. Долгий подъём внезапно окончился крутейшим захватывающим спуском в село Россоши, при наличии отличного асфальта разогнаться за 70+км/ч тут легче простого. На въезде в Старобелокуриху тоже был спуск, чуть меньший, в конце которого пришлось оттормаживаться до 20км/ч, с 2017 года новый асфальт тут не появился.

В последний день чутка не повезло с ветром, выехав на дорогу Белокуриха – Бийск, ветер начинает дуть в лицо, значит путь до финиша приятным не будет. Но сначала надо взобраться на вершину Белокурихи. Дорогу туда проложили в 2013 году в рамках развития туристического субкластера внутреннего туризма. Подъём представляет серпантин с умеренными градиентами 4%-8%. Маршрут марафона делает ответвление-аппендикс, поэтому пока я добираюсь к подножию, встречаю участников, которые направляются на финиш.

Участок Россоши - Старобелокуриха

Заголодав, делаю перед КП последнюю остановку, проветриваю ступни и еду вверх. Подъём простой, вообще после Семинского в первый день все остальные перевалы не вызвали затруднений или чувство преодоления. Поработал – заехал, всё. Белокуриха2 -  непередаваемый по красоте подъём, в который я поднялся во второй раз. Дальше оставалось проехать последний участок бревета до финиша.

КП11 Белокуриха, 8 июля, 15:44
Высота 732м, расстояние 1108км

t +21

Вверху, на том же месте как 4 года назад, располагался КП11. Основную нагрузку волонтёры приняли здесь ночью и утром, к моему приезду поток рандоннеров пошёл на спад. КП был разбит в стороне от дороги, к нему вела грунтовка, которая после ночных дождей превратилась в глиняное месиво. Пришлось идти пешком, выбирая наиболее высохшую траекторию.

Летняя Белокуриха2. Если обернуться, откроется прекрасный вид на начало Западно-Сибирской равнины

Еда на КП была не самая вкусная, но я не готов придираться. Понимаю, как устали волонтёры, которые пережили здесь тяжелую ночь под проливным дождём. В любом случае горячая пища была предложена, для всех желающих были доступны спальные места в палатках. Только зря я позарился на колбасу, которая оказалась низкого качества и напоминала о себе из желудка почти до самого финиша.

КП Белокуриха

На КП приехал Игорь Березёнков, возвращавшийся в Бийск по маршруту марафона с заездом в каждый лагерь. Игорь удивился, увидев меня и спросил, почему я ещё не в Бийске.

До финиша оставалось 95км. В приятном предвкушении я поехал в Бийск. Тут рассказывать особо нечего. Путь проходил по равнине, горы, оставшиеся позади становились с каждым километром выглядели всё ниже. Я попрощался с ними, взобравшись на холм в Смоленском: окинул взглядом, сделал фотографию. Надеюсь, мы ещё встретимся. Проезжать последний перегон во второй раз было проще. Асфальт обновили, я знал основные отсечки и скучные длинные прямые.

Вид на серпантин Белокуриха2 поздней осенью

Я понимал, идёт последний час марафона и совсем скоро приключение закончится. Длинный въезд в Бийск, закат, но я успею приехать засветло. Увидев пивный магазин, я вдруг понял, что хочу пиво. Заскочил и купил бутылку, кто-то из прохожих на улице поинтересовался, почему через город целый день ездят велосипедисты.

По дороге в Бийск

На КП10 --> Финиш (видео Константина Батурина)

Последние 7км проходят в обратном направлении по ЧТ. Навстречу попадаются финишировавшие участники, разъезжающиеся по отелям и хостелам в город. Вот мой поворот в Боровое, километр убитой дороги, рыхлая пыльная грунтовка, поворот в лагерь, стартовая калитка, аплодисменты от встречающих волонтеров и участников, всё. Я сделал, что хотел, проехал супербревет Чуйский Тракт во второй раз. Ура! Моё время 84 часов 2 минуты.

Финиш, 8 июля, 21:02
Высота 181м, расстояние 1203км

t +20

На финише ждала порция горячего мясного ужина от организаторов. Только сев на скамью, я понял, как сильно я устал. Так сильно, что даже разговаривать ни с кем не хотелось. Но увидев немца Дитлефа любопытство пересилило усталость и после ужина я подсел к нему поболтать. С сожалением узнал, что он сошёл, из-за проблем с шеей. Но Дитлеф не сильно расстраивался, в 2017 он уже проехал ЧТ, а теперь планировал продолжить отпуск по России путешествием на Байкал.

Финишное

На финиш продолжали прибывать участники, я дождался курских одноклубников, немного поболтали. В целом вся тусовка на финише прошла, пока я был в пути. Это мне на заметку, что в следующий раз надо всё-таки выезжать из 80-часов, если хочу потусить на финише.

Парни из нашего гостиничного успешно проехали бревет. Предложили мне доехать до отеля на велосипеде, но я отказался, сказав, что сегодня я больше не велосипедист. Добрался на такси.

Следующий день был последним в Бийске. Участники разъезжались из гостиницы, ставшей нам ненадолго общим домом. Чувствовал себя хорошо, но помято. Быстро упаковал велосипед в чехол после обеда и отдыхал. Мы с Андреем возвращались в Новосибирск на поезде, который отбывал вечером. В этот раз удалось избежать нервотрёпки с дорогой до вокзала, на четверых нам удалось заказать микроавтобус. Почему-то в этот день уже не было большой радости, на фоне усталости возникло скорее чуть грустное послевкусие, что ЧТ закончился. Я иногда шучу и говорю, что люблю бреветы за то, что они заканчиваются, но это точно не про ЧТ. :)

Если вы дочитали до этого места, значит вы добрались до конца моего отчёта. Надеюсь, я смог хотя бы немного передать красоту гор Алтая и свои приключения во время бревета.

Спасибо всем, кто болел и следил за моим продвижением по бревету!
Спасибо Игорю Березёнкову и его команде организаторов, которые создали этот праздник для нас, потратив много сил!
Спасибо многочисленным волонтёрам на КП - без вас ЧТ просто не состоялся бы!